Бухгалтерский учет в бюджетных организациях

Организации, деятельность которых частично или полностью финансируется из бюджета, относятся к числу бюджетных (больницы, школы, органы охраны и правопорядка). Финансирование осуществляется на основе предоставляемых смет и финансовых планов, которые составляются ежегодно. Бухгалтерская и налоговая отчетность сдается в порядке, установленном для бюджетных организаций.

Бухгалтерский учет в бюджетных организациях ведется на основании разрешения соответствующего финансово-контролирующего органа, а также на основании учредительных документов, составленных и заверенных надлежащим образом. Органом, осуществляющим контроль и финансирование бюджетных организаций, является Главное управление Федерального казначейства. Данное учреждение осуществляет ведение и учет операций по движению денежных средств в масштабе республики или страны.

Специфическими особенностями бюджетного учета являются контроль над исполнением сметы, обязательное ведение кассовых расходов. Также сюда относится соблюдение учета в плане соответствия бюджетной классификации, сдача отчетности в строгом соответствии действующему законодательству. Теперь давайте более подробно рассмотрим все нюансы, относящиеся к бухгалтерскому учёту.

Бухгалтерский учет в бюджетных организациях подразумевает осуществление ряда следующих задач:

  • по возможности предотвращать отрицательный результат деятельности организации;
  • образовывать резервные фонды, относящиеся к основным средствам;
  • неукоснительно соблюдать целевое использование бюджетных средств;
  • контролировать правильное составление документации и законность совершаемых финансовых операций.

Учет денежных средств

Учет денежных средств бюджетных организаций предусматривает ведение нескольких счетов, которые могут подразделяться на субсчета. Учет операций непосредственно по счетам ведется посредством накопительных ведомостей. Эти ведомости открываются отдельно для каждого счета. Основанием для внесения записи в ведомость служат выписки с лицевых банковских счетов организации с копиями подтверждающих документов (платежных поручений, уведомлений о безакцептных списаниях). Учет наличных денежных средств ведется по общим нормативным документам и формам (ничем не отличается от ведения в коммерческих организациях).

Учет финансирования

Финансирование бюджетных организаций происходит в соответствии со сметами, предоставленными в бюджет. Основными принципами бюджетного финансирования являются:

  • безвозвратность (невозможность вернуть деньги в бюджет за счет собственных средств);
  • получение денежных средств не авансом на год, а по мере выполнения заявленных в смете мероприятий;
  • использование средств только в соответствии с определенными целями (бюджетные деньги нельзя использовать для деятельности коммерческого характера).

Субъектами учета финансирования являются главный распорядитель – орган государственной власти (например, Казначейство), распорядитель – орган местного самоуправления и получатель – сама бюджетная организация.

Бухгалтерский учет в бюджетных организациях осуществляется в полном соответствии смете доходов и расходов. Смета – основной плановый документ, описывающий объем, цели финансирования и пути использования денежных средств на каждый квартал. Суммы, утвержденные сметой, являются окончательными, дополнительное ассигнование законно не предусмотрено. Рассчитывается смета на год вперед, данные для определения необходимой суммы финансирования определяются путем анализа доходов и расходов предыдущего года с учетом перспектив на будущий год. Допустим, больница, находящаяся на бюджетном обеспечении имеет определенное число сотрудников и койко-мест. На следующий год планируется ввод в эксплуатацию нового отделения. Для увеличения сметы необходимо заложить в графу расходов такие данные, как зарплата дополнительному персоналу, расходы на строительство или модернизацию, закупку нового оборудования.

Форма сметы и показатели, согласно которым требуется ее составление, определяются вышестоящими органами. Все расходы бюджетной организации делятся на капитальные (строительство, приобретение основных средств) и текущие (налоги, зарплата). В свою очередь текущие распределяются на расходы по обеспечению административно-хозяйственной деятельности (все расходы, связанные с прямым функционированием организации) и операционные (зарплата, питание, медикаменты – коротко – соцпакет).

В начале года составляется смета, в которой указываются суммы требуемых средств, планируемые внебюджетные доходы. Основное требование к смете – соблюдение режима строгой экономии. Для обоснования необходимых сумм нужно представить подробный перечень расходов. Составленная смета подписывается руководителем организации и главным бухгалтером.

Учет основных средств бюджетной организации

Такой учёт ведётся исходя из первоначальной стоимости приобретаемых активов. К основным средствам относятся все имущество, стоимость которого превышает 50-кратный размер МРОТ и срок службы которого составляет более 1 года. Срок службы определяется согласно Общероссийскому классификатору. Изменить первоначальную стоимость можно только при проведении переоценки средств или реконструкции оборудования или недвижимости. Основные средства, приобретенные предприятием за расчет в иностранной валюте, отражаются на балансе предприятия в рублевом эквиваленте согласно курсу ЦБ РФ на день постановки основных средств на учет. Инвентаризация имущества бюджетной организации проводится не реже одного раза в три года.

Малоценные предметы в бухгалтерской отчетности в графе основных средств не отражаются. К малоценным и быстроизнашивающимся предметам относится оборудование, стоимость которого ниже 50-кратного размера МРОТ. К ним относится форменная одежда, специальные инструменты и оборудование, спецодежда, животные, растения и имущество, сдаваемое в аренду.

Учет расчетов с персоналом

Расчёт с персоналом предприятия ведется согласно Единой тарификационной сетке. Данный документ представляет собой регламент о дифференцированной оплате труда сотрудников бюджетных учреждений. Тарифная сетка включает в себя несколько разрядов для разных специальностей. Рабочие специальности имеют разряды с первого по восьмой. Служащие – со второго по восемнадцатый. В соответствии с тарифной сеткой каждому разряду присваивается свой коэффициент. Базой для определения заработной платы служит следующая формула: оклад 1 разряда умножается на коэффициент. Оклады и тарифные ставки устанавливаются по результатам аттестации каждого сотрудника. Аттестационные комиссии могут проходить ежегодно или по усмотрению руководства организации. Для разрядов оплаты труда существуют определенные требования (например, стаж работы + высшее образование). Заработная плата сотрудников относится к графе фактических расходов.

Возможно, вам будет интересно знать, что заработную плату сотрудникам предприятия начисляют на основании первичных документов (табелей учета рабочего времени, больничных листов, приказов об отпусках). Все данные сводятся в расчетно-платежную ведомость. Из ежемесячных расчетно-платежных ведомостей заработной платы формируется общая накопительная ведомость за год. Если заработная плата по каким-либо причинам сотрудником не получена в течение 3 рабочих дней, она депонируется (уходит своеобразный вклад «до востребования»).

А, стипендии предприятие начисляет на основании утвержденного списка стипендиатов, который формируется по группам и курсам студентов. Ведомость на выплату стипендий должна содержать данные о студентах и размере стипендиальных выплат. Эта ведомость является отчетным документом и относится к документам, используемым при ведении синтетического и аналитического отчета бухгалтерии.