Бухгалтерия ТСЖ и строительных организаций

Бухгалтерия ТСЖ: специфика работы

После приватизации жилья встал вопрос о совместном владении площадями общего пользования и дворовыми территориями. Для этого были созданы товарищества собственников жилья, которые фактически являются юридическими лицами и занимаются ведением хозяйствования, сдачей в аренду, строительством дополнительных помещений и объектов на принадлежащей обществу территории. Проведение большинства операций требует финансовых расчетов, поэтому в каждом товариществе имеется бухгалтерия ТСЖ, занимающаяся финансовыми вопросами.

Однако им приходится сталкиваться с достаточно специфической проблемой. Есть две точки зрения от различных органов власти. Так налоговые службы настаивают на том, что деятельность товариществ связана с оказанием услуг его членам и другим лицам. Эксперты в свою очередь говорят обратное. Их мнение основывается на нормах, прописанных в гражданском и жилищном законодательстве. Ответ на данный вопрос достаточно важен, так как он влияет на порядок проведения различных операций как в налоговом, так и бухгалтерском учете.

Бухгалтерия ТСЖ – особенности проведения расчетов

Поскольку данное юридическое лицо не является коммерческой организацией, то для него предусмотрен ряд льгот, в частности, целевые поступления не учитываются при определении налоговой базы. К таким поступлениям относятся:

  • членские взносы;
  • отчисления на капитальный и текущий ремонт объектов общего пользования;
  • вступительные и паевые взносы.

Все остальные средства облагаются налогами на общих основаниях. Однако при сборе средств на ремонт с жителей дома, не являющихся членами ТСЖ, они будут уже не целевыми. Они считаются платой за предоставленные услуги и будут облагаться налогом. Поэтому для бухгалтерии ТСЖ выгодно, чтобы все проживающие на подведомственной территории жильцы стали членами товарищества.

Что касается самого бухгалтерского учета в таких организациях, то в нем должны в первую очередь отражаться факты хозяйственной деятельности ТСЖ исходя из их экономического содержания и договоров хозяйствования. Такие требования прописаны в Учетной политике организаций (п.6 ПБУ 1/2008). Однако именно они и вызывают большего всего трудностей на практике, потому что нельзя допустить, чтобы реальное содержание операций было искажено юридической формой.

Порядок бухгалтерского учета в товариществах

Поскольку ТСЖ – это юридическое лицо, то оно должно вести всю финансовую документацию в установленном порядке. При этом нужно учитывать, что оно не является коммерческой организацией и должно придерживаться норм, установленных именно для такого типа организаций. Однако товарищества вправе заниматься определенными видами хозяйственной деятельности для достижения предусмотренных уставом целей. Расходы, связанные с ними, необходимо учитывать на счетах учета затрат обособленно, если они признаны выручкой, или в качестве других расходов, если они таковой не являются. Все остальные поступления представляют собой целевые поступления и учитываются соответствующим образом.

Бухгалтерия строительной организации – сущность и задачи учета

Успешное управление строительной организацией невозможно без учета производимой продукции, ее количества и средств, затраченных на изготовление объекта. Чтобы все это выполнить, необходимо воспользоваться системным бухгалтерским учетом. В нем все хозяйственные процессы должны быть отражены с количественной и с качественной стороны. Например, учитываются не только объемы изготовленной продукции, но и себестоимость, издержки обращения и полученный доход.

Важнейшей целью такого учета является формирование полной и своевременной информации бухгалтерией каждой строительной организации о хозяйственной и финансовой деятельности, необходимой управленцам для подготовки и принятия решений. В строительной отрасли имеется своя специфика его ведения. К его основным задачам относятся:

    • формирование информации о деятельности организации;
    • обеспечение необходимыми данными всех пользователей с соблюдением законодательства;
    • выявление внутрихозяйственных резервов и поддержание финансовой устойчивости строительной компании.

Однако бухгалтерия строительной организации постоянно сталкивается с различными особенностями учета. К ним относятся как особая терминология, так и обязательный учет доходов и расходов по каждому из объектов в отдельности. Причем таким объектом может быть как отдельное здание, так и совокупность таковых. Не смотря на то, что в основе любого проекта обычно лежат типовые разработки, каждый объект имеет индивидуальные особенности. Все это необходимо учитывать при проведении бухгалтерского учета. Еще одним из нюансов является месторасположение объектов, принадлежащих одной компании, что приводит к появлению обособленных подразделений, расположенных по месту нахождения строительных площадок. Это требует регистрации каждого из них в налоговой инспекции данного региона и введения в штат человека, ответственного за составление отчетов.