Этика деловых отношений

Что такое «Этика деловых отношений» и в чем ее отличие от традиционной этики?

От деловых отношений, делового этикета, «представительности» и «привлекательности» зависит многое в любом важном деле. Особенно, в крупном и среднем бизнесе. Например, судьба контракта, на деловой встрече для заключения которого была проявлена нетактичность в поведении, неосмотрительность в разговоре, возможно, «простая» неопрятность в одежде или запах, может оказаться незавидной. Соблюдение этикета во время деловых контактов – важное и необходимое условие успешных бизнес-отношений в настоящее и в последующее время.

Многие знают и многие из знающих выдерживают правила хорошего тона. Нормы «традиционной» этики – обычно рекомендательны, регулируют, как правило, моральный аспект общения людей в обществе (социуме). Если это уже касается этики деловых отношений – это уже комплекс обязательных норм общения (поведения) групп (сотрудники, партнеры, клиенты). Он способствует облегчению и «алгоритмизации» их общения, взаимодействия. Без таких правил и норм в компании и компаниям друг с другом эффективного сотрудничества – не наладить.

Общение сотрудников компании осуществляется, в основном, по нежестким и «свободным», неформализованным правилам, которые очень близки к правилам классического этикета в обществе, социуме. Инициировать их могут обе «высокие» стороны, в равной степени. Могут соблюдать («плюс» в глазах коллег) или не соблюдать («минус» в их глазах). Общение же начальства и подчиненных – более жестко протоколируется, часто инициируются руководством, причем обязательны для выполнения всеми подчиненными.

Внимание, уделяемое деловой этике зависит от корпоративного и социального статуса партнеров, сотрудников: чем ниже этот статус – тем важнее и строже правила деловых отношений и их соблюдение. Например, менеджер общается с продавцом более свободно, чем с директором магазина, а рекламный агент (тем более, коммивояжер) должен учитывать психологически грамотно и настроение потребителя, которому он предлагает услугу (товар).

Основные принципы деловой этики

Есть общие, обязательные для всех занимающихся бизнесом, важным делом (независимо от должности) пять основных принципов деловых отношений, принципов корпоративной этики.
Каковы они, в чем их суть? Перечислим их.

  1. Принцип различий по иерархической структуре (иерархических различий). Суть принципа: необходимо соблюдать писанные и неписаные правила общения сотрудника с руководителем. Например, следует поздороваться первым с руководителем, пропустить начальство вперед (не обязательно, правда, для этого «юлой» забегая вперед, открывать дверь), важно не перебивать начальство при разговоре, не отвлекать его в не приемные часы и др. Не отождествляйте все это со сверхмерной услужливостью, это лишь демонстрация уважительного отношения к руководству (а если не любите его, то к корпоративному духу, компании, своим коллегам, своему достоинству).
  2. Принцип позитивности оказанного впечатления. Суть принципа: необходимо всегда и везде производить положительное впечатление. Это касается руководства, коллег, клиентов, партнеров. Осуществляется, в основном, интонациями и манерами общения. Неуместны, согласно принципу, разговоры «про жизнь тяжелую», жалобы (особенно, в ожидании «жалости»), отвлечение сотрудника посторонними или непрофессиональными вопросами. Лишь позитив, возможно, несмотря на наличие «раздражителей». Особенно актуально исполнение этого требования при невербальном общении. Следите за своей мимикой и жестикуляцией.
  3. Принцип уважения к чужому поведению или мнению, аргументации оппонента. Суть принципа: если даже имеете собственное мнение на некоторую ситуацию, некоторое событие, не стоит высказывать его (особенно при посторонних или сотрудниках), часто на это особой надобности и не бывает. Если же все-таки высказываете его, — все аргументируйте и все взвешивайте. Умейте выслушать собеседника, особенно оппонента своего. Свои аргументы следует приводить не в форме предлагаемого решения («должно быть…»), в форме совета или одного из возможных решений для выбора («а не попробовать ли…?»). Дело идет к конфронтации? – Следует сгладить такую аргументацию: вначале преимущества, далее – недостатки (наоборот – никак не годится). Пусть не беспокоит решение собеседника, коллеги. Этот принцип, такой подход позволит ему быстрее учесть вашу аргументацию и ослабит его сопротивление в обсуждаемом вопросе. Основная цель, т.е. согласование позиций, будет достигнута. Не забываем поблагодарить в конце обсуждения. Это проявление вежливости, культуры, которая работает на ваш имидж.
  4. Принцип уместности ситуации. Суть принципа: действия, поведение и конкретная ситуация должны быть согласованы. Например, что касается непринужденной беседы, соответствующему свободному стилю одежды. В остальных случаях – деловой стиль (общения, одежды). Важно быть человеком опрятным, одетым по «дресс-коду» (если даже он неписаный в компании). Это относится очень к «имиджевым» должностям компании: секретарь-референт, руководители отдела PR, связей с общественностью, сбыта и др. Поведение и стиль – классического типа. Например, одеваем серый, коричневый, черный или «стальной» костюм, светлую рубашку (топик), строгое платье «неядовитого» цвета. Соответствующая, отработанная походка, подобранная у профессионалов прическа, легкий макияж (они могут быть и «от Вас», если вкус отменный), неброские украшения и аксессуары. Желательно натуральные, без дешевой бижутерии.
  5. Принцип предсказуемости. Суть принципа: избегать любых неловких ситуаций, особенно, в беседе, которая происходит по деловому протоколу (стандарту) поведения. В таком стандарте все сделано и учтено, чтобы не было непредсказуемости.

Эти принципы деловых отношений облегчат непростое деловое общение, будет способствовать не только вашей «представительности» в любом ситуации, но и заключению контракта (на каждой стадии заключения).