Бизнес план : что за зверь и с чем его едят?

Планирование является одним из самых важных аспектов в жизни и деятельности предприятия. Используя этот незамысловатый инструмент менеджмента, становится возможным достижение больших результатов. План, как таковой, весьма прост, малоинформативен и неэффективен. Для получения наивысшей отдачи от бизнеса следует использовать немного усложненный его вид.

Есть несколько ситуаций, в которых необходимо составление бизнес-плана: во-первых, для создания фирмы, во-вторых, для внешних инвесторов, в-третьих, для оценки деятельности предприятия, с целью выявления сильных и слабых сторон, проблем и путей их решения. Так как все они предназначены для разного использования, то заметно отличаются друг друга, но в целом имеют единую структуру.

Зачастую инвесторы (например, банки) предъявляют жесткие требования к необходимым документам, предоставляют примерное содержание и список необходимых приложений, поэтому составление бизнес-плана не вызовет затруднений у квалифицированного специалиста.

Отличие бизнес-плана нового и уже работающего предприятия заключается в том, что в первом случае делается анализ на основе средних показателей на рынке, а во втором – на основе уже конкретных данных фирмы. Примерную структуру можно свести к описанию следующих вопросов по блокам:

  1. Предприятие, основы его деятельности, организационная структура и принципиальное отличие от остальных.
  2. Услуга или продукт, покупатели и рынок сбыта. Рассматривается товар, ассортимент, определяется цена, описываются покупатели, необходимый и занимаемый сегмент рынка, маркетинговые стратегии по сбыту (или его увеличению).
  3. Конкуренты. Здесь уместно использовать такие инструменты, как SWOT-анализ, построение конкурентной карты рынка, использование матриц (Портера, BKG и т.п.).
  4. Оценка рисков и страхование. Описание основных видов риска и методы их минимизации.

 

Составление и оформление бизнес-плана

Для полноценного оформления необходимы титульный лист, резюме, аннотация, меморандум о конфиденциальности. В документе необходимо использовать свежие данные за последние два-три года, максимум пять лет. Желательно предоставление данных в виде таблиц, рисунков, схем, графиков и диаграмм для наглядности.

Чтобы созданный бизнес-план имел успех, в нем обязательно должна содержаться идея, изюминка, творческий аспект. Это может быть инновационный товар или услуга, для выхода с ними на рынок или же интересный подход к решению существующей проблемы.

При всем этом, бизнес-план обязан быть рациональным и экономически обоснованным, а также отражать платежеспособность и финансовую устойчивость организации. Для отражения этих моментов следует пользоваться инструментами экономическими анализа. В случае отсутствия знаний по этому вопросу, поможет простая школьная математика. Затраты должны быть оправданы и приносить прибыль, либо следовать достижению других целей предприятия.

Следует помнить, что данный документ составляется для людей, поэтому должен быть написан правильным языком с минимальным количеством орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок. Не стоит злоупотреблять профессиональными терминами. При расчетах следует указывать каким образом получен тот или иной результат, чтобы читающий мог разобраться без посторонней помощи. Необходимо дополнять полученный план приложениями. Это может быть Устав, должностные инструкции или регистрационные документы, эскизы печати или товарного знака, бухгалтерская и налоговая отчетность и др.

Бизнес – это деньги. Чтобы не тратить их понапрасну в поисках единственно верного решения, необходимо просчитать все возможные варианты на бумаге. Если нет возможности сделать это самостоятельно, то лучше обратиться за помощью к специалисту. Грамотно составленный бизнес-план не только сбережет деньги, время, но и нервы собственника.